О проведении контрольного мероприятия «Анализ эффективности деятельности микрокредитной компании Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства города Вятские Поляны»
Контрольно-счетной комиссией города Вятские Поляны проведен анализ эффективности деятельности МКК Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства города Вятские Поляны за 2019-2021 годы.
В период 2009-2016 годов Фонду предоставлялись средства из бюджетной системы РФ и по состоянию на 01.01.2019 в бухгалтерском учете отражены предоставленные средства в объеме 63775,4 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета (на льготное кредитование) – 43523,4 тыс. руб.; из федерального бюджета (на кредитную кооперацию) – 2500,0 тыс. руб.; из федерального бюджета (на грантовую поддержку) – 200,0 тыс. руб.; - из областного бюджета – 15608,0 тыс. руб.; из бюджета города Вятские Поляны – 944,0 тыс. руб.; из бюджета Вятскополянского района – 1000,0 тыс. руб.
По результатам работы за 2019 год доходы Фонда составили 7148,0 тыс. руб., что превышает доходы 2018 года на 750,0 тыс. руб., или на 11,7%. Плановые значения выполнены на 16,9%.
В 2020 году доходы составили 5961,0 тыс. руб. со снижением к 2019 году на 1187,0 тыс. руб. Плановые показатели выполнены на 86,7%, недополучены доходы в сумме 947,7 тыс. руб.
По итогам 2021 года доходы Фонда составили 5541,0 тыс. руб., что ниже плановых назначений на 640,3 тыс. руб., или на 9,7%. Относительно 2020 года доходы уменьшились на 420,0 тыс. руб.
Ежегодно в структуре доходов наибольшую долю составляют доходы в виде процентов от выдачи микрозаймов – от 57,7% в 2019 году до 73,5% - в 2021 году.
Доходы от оказания СМП имущественной поддержки в виде предоставления нежилых меблированных помещений составляли в 2019 году 1610,0 тыс. руб., или 22,5% от общей суммы доходов, в 2020 году – 1203,0 тыс. руб., или 20,2%. В 2021 году доходы от оказания СМП имущественной поддержки составили 839,0 тыс. руб. и снизились относительно предыдущего года на 364,0 тыс. руб., или на 30,3%. Относительно 2019 года доходы снизились в 2 раза.
Фактические расходы Фонда по итогам 2019 года составили 4961,0 тыс. руб., за 2020 год - 5948,0 тыс. руб., за 2021 год - 7473,0 тыс. руб.
На протяжении 2019-2021 годов расходы на содержание Фонда ежегодно увеличивались (в 2019 году на 5,2%, в 2020 году – на 19,9%, в 2021 году – на 25,6%) за счет роста фонда оплаты труда в связи с ежегодной индексацией окладов, расходов на коммунальные услуги в связи с ежегодным ростом тарифов. Основное влияние на увеличение расходов оказал рост расходов по созданию резерва на возможные потери по займам.
В составе расходов наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда с отчислениями в страховые фонды: в 2019 году - 2931,0 тыс. руб., в 2020 году – 3197,0 тыс. руб., в 2021 году – 3322,0 тыс. руб.
Значительную долю в составе расходов составляют расходы по созданию резервов на возможные потери по займам. В 2020 году расходы по созданию резервов составили 1398,0 тыс. руб., в 2021 году - 2601,0 тыс. руб.
Расходы по содержанию имущества, в том числе коммунальные услуги, в составе расходов составляют от 10,5% до 14%. В 2019 году их размер составил 695,0 тыс. руб., в 2020 году - 622,0 тыс. руб., в 2021 году - 833,0 тыс. руб.
Финансовым результатом деятельности Фонда за 2019 год является прибыль в размере 2188,0 тыс. руб., в 2020 году Фонд сработал с нулевым результатом. По итогам 2021 года Фондом получен убыток в сумме 1967,0 тыс. руб.
Причиной отрицательного результата работы Фонда в 2021 году является увеличение по состоянию на 31.12.2021 резерва на возможные потери по займам на сумму просроченной задолженности ООО «Вятка-общепит» в размере 2755,0 тыс. руб., которая в полном объеме погашена должником в январе 2022 года.
Контрольным мероприятием установлены следующие нарушения и недостатки:
1. Период отпуска директору, его продолжительность с Президиумом Фонда не согласованы.
2. Установлены факты неверного заполнения табеля учета рабочего времени.
3. Работникам Фонда неправомерно произведены выплаты за фактически неотработанное время на общую сумму 6178,05 руб., занижены выплаты на сумму 1159,3 руб.
4. Произведены расходы по ремонту имущества в здании по ул. Ленина, д. 114а стоимостью 25,0 тыс. руб., не принадлежащего Фонду.
5. Лимит остатка наличных денег в кассе Фонда утвержден распоряжением директора Фонда от 11.01.2016 в размере 78,2 тыс. руб. исходя из среднедневного объема поступления наличных денег в сумме 19,5 тыс. руб. В течение 5 лет лимит остатка наличных денег в кассе не пересматривался не смотря на то, что объем поступлений в кассу значительно уменьшился.
6. Проверкой установлено несоответствие площадей помещений, указанных в решении Вятскополянской городской Думы от 03.09.2021 № 62/610 «О предоставлении в безвозмездное пользование МКК ФПМСП города Вятские Поляны нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Ленина, д. 114а», и площадей, указанных в инвентаризационном поэтажном плане помещений 4 этажа.
7. Предоставленные Фонду на основании решений Вятскополянской городской Думы в безвозмездное пользование нежилые помещения третьего этажа площадью 646,2 кв. м и четвертого этажа площадью 748,8 кв. м в здании по адресу г. Вятские Поляны, ул. Ленина д. 114а, в бухгалтерском учете не отражены.
8. Произведен неверный расчет стоимости имущественной поддержки по двум субъектам малого предпринимательства. Доходы Фонда занижены на 34,0 тыс. руб.
9. МКК ФПМСП г. Вятские Поляны своевременно не осуществляет претензионно-исковую работу по взысканию задолженности по договорам имущественной поддержки, оказания аутсорсинговых услуг. В результате истекают сроки исковой давности, организации-должники ликвидируются, а задолженность становится невозможной к взысканию и будет списана, тем самым увеличит убытки Фонда.
10. Выявлен факт не обеспечения займа залогом в размере 755,0 тыс. руб., не принятия к учету в качестве залога. приобретаемого автомобиля (исправлено в ходе проверки).
11. В бухгалтерском учете Фонда не отражена залоговая стоимость по 3 договорам займа в сумме 5348,2 тыс. руб., на 31.12.2021 не списана залоговая стоимость в сумме 420,0 тыс. руб. (исправлено в ходе проверки).
12. Фондом осуществляется недостаточный контроль за СМП, которым предоставлены микрозаймы. Ежеквартальные отчеты о финансовых показателях деятельности, а также отчеты о достижении плановых показателей эффективности деятельности при погашении сумм займа СМП в течение проверяемого периода не предоставлялись, а Фондом не истребованы.
13. Проверкой установлены случаи заключения договоров займа с нарушением срока, неверного определения срока займа, подписания дополнительного соглашения к договору займа не уполномоченным лицом, составления дополнительных соглашений к договорам займа об изменении графика платежей без заключения дополнительных соглашений к договорам.
14. На протяжении проверяемого периода средства, поступившие из бюджета, Фондом не используются в полном объеме для осуществления уставной деятельности (микрокредитование), тем самым нарушается принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ. По состоянию на 01.01.2022 объем не используемых средств составил 4937,4 тыс. руб.
Количество показов: 333
Дата изменения: 06.05.2022 09:38:54