Информация о результатах проверки соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в 2014-2017 годах и истекшем периоде 2018 года
КСК города Вятские Поляны проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении земельных участков в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в 2014-2017 годах и истекшем периоде 2018 года.
Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а так же землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, осуществляет Управление по делам муниципальной собственности (далее – УДМС).
Общий объем доходов от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в 2014 году составил 8,2 млн. руб., в 2015 году. – 12,8 млн. руб., в 2016 году. – 18,1 млн. руб.; в 2017 году – 6,5 млн. руб., за 9 месяцев 2018 года – 8,4 млн. руб.
Доходы от арендной платы, а так же средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в муниципальной собственности, за проверяемый период составляли 230 - 330 тыс. руб. в год.
В среднем за год заключается 110 - 160 договоров аренды земельных участков.
Результаты проверки:
1. Недостаточно качественно анализируются данные, необходимые для точного расчета поступления доходов от аренды земельных участков, в результате чего первоначальные плановые показатели в течение года претерпевают изменения в несколько раз.
2. Начисление сумм арендной платы по двум земельным участкам в сумме 33,0 тыс. руб., находящимся в муниципальной собственности, в бухгалтерском учете необоснованно отражается по коду, по которому учитываются доходы от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
3. Нормы Положения о порядке управления и распоряжения землями, находящимися в собственности муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области, утвержденного решением Вятскополянской городской Думы от 26.04.2013 № 24, не соответствуют действующему земельному законодательству.
4. В период с марта 2015 года по апрель 2017 года отсутствовал документ, регламентирующий определение размера задатка и начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
5. В мае 2018 года администрацией города принято решение об установлении ежегодного размера арендной платы земельного участка (в виде начальной цены аукциона) на уровне его кадастровой стоимости и в разы превышающего значение, предусмотренное п.14 ст. 39.11 ЗК РФ (в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка). Данное увеличение привело к отсутствию интересантов на право заключения договоров аренды выставляемых земельных участков.
6. По четырем договорам аренды, заключенным с ООО «Уютстрой» в 2015 году, пени за несвоевременное внесение арендных платежей в сумме 28,5 тыс. руб. начислены в момент проведения проверки, соответственно, не взысканы. На сегодняшний день взыскание данной суммы долга в судебном порядке становится затруднительным в связи с истечением срока исковой давности. Аналогичные нарушения выявлены по другим договорам.
7. В нарушение ЗК РФ:
- организатором аукциона в 2015 году устанавливался «Шаг аукциона» в размере пяти процентов начальной цены предмета аукциона, что превышает установленное законодательством значение на 2 пункта;
- в 2015-2016 годах в договорах аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов, не предусмотрено требование об отсутствии преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов;
- постановлениями администрации города от 10.12.2015 № 2770 и от 11.02.2016 № 241 приняты решения о предоставлении в аренду земельных участков на 48 лет, т.е. с превышением срока на 28 лет.
8. Арендаторами не выполняются условия по предоставлению в течение 10 дней после подписания договора для регистрации в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
9. Отсутствие регламентированного порядка на первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков гражданам приводит к тому, что земельные участки для ИЖС предоставляются лицам, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий и переуступают пользование земельным участком третьим лицам в течение от 6 месяцев до года с момента его получения. Годовой размер арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без проведения торгов в разы меньше начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае проведения аукциона.
10. УДМС не ведется учет земельных участков, предоставленных учреждениям в постоянное бессрочное пользование. Соответственно, на уровне муниципалитета отсутствует информация о количестве таких земельных участков и их площади.
11. Расходы, направленные на межевание земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов по ул. Загородная и ул. Кооперативная в сумме 10,5 тыс. руб., являются не эффективными, т.е. использованы без достижения планируемого результата.
12. Проверка процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства показала:
-уполномоченным органом не обеспечено опубликование извещения на официальном сайте по предоставлению в аренду земельных участков по ул. Кооперативная;
- не во всех случаях размещается извещение на официальном сайте;
- отсутствие даты окончания приема заявлений от граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка – 3 случая.
13. По земельному участку с кадастровым номером 43:41:000028:219 площадью 15108 кв. м. при заключении договора в 2017 году правообладателю недвижимого имущества сумма за фактическое пользование земельным участком за период с 2015 по 2017 год не предъявлена. Размер недополученных доходов от арендной платы составил 373,4 тыс. руб.
14. Не применен двукратный размер арендной платы в течение периода строительства, превышающего трехлетний срок пользования земельным участком, по договору аренды, заключенному с ООО «Экотех».
15. В проверяемом периоде не осуществлялся контроль за соблюдением нормативных сроков строительства объектов с целью расчета годового размера арендной платы в двукратном размере.
16. При принятии межведомственной комиссией в мае 2018 года решений о проведении исковой работы в отношении должников на момент проведения проверки исковые заявления в суд не направлены.
Несвоевременно проводимая работа по взысканию задолженности в части направления искового заявления приводит к тому, что судом выносятся решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности (ОАО «Стратег» размер задолженности - 513,1 тыс. руб.).
17. Подписание договоров уступки прав требования по принятию на себя обязательств, не предусмотренных БК РФ и нормативными правовыми актами муниципальными образования, несвоевременное проведение претензионно-исковой работы привело к тому, что судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По данной сделке нанесен ущерб городскому бюджету в размере 1120,5 тыс. руб.
Результаты проверки рассмотрены на совещании у главы города.
Материалы проверки направлены в Вятскополянскую прокуратуру и МО МВД «Вятскополянский».
Количество показов: 690
Дата изменения: 20.12.2018 10:27:19