Образование

В системе образования города Вятские Поляны функционирует:

11 дошкольных образовательных организаций ,

5 общеобразовательных организаций (из них 3 муниципальных – МКОУ гимназия г. Вятские Поляны, МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина», МКОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны, 2 государственных - Вятский многопрофильный лицей, Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Вятские Поляны.

8 учреждений дополнительного образованияиз них 3 подведомственны Управлению образования: детско-юношеский военно-спортивный патриотический центр «Эдельвейс» имени генерала армии В.Ф. Маргелова,  детско-юношеский центр «Ровесник», Центр дополнительного образования детей; 5 подведомственны Управлению социальной политики: Детская школа искусств, Детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов, Детская художественная школа, Детская школа театрального искусства им. А.Калягина, детско- юношеская спортивная школа.

Подготовку специалистов различного профиля осуществляют 3 учебных заведения профессионального образования:  Вятско-Полянский механический техникум, Гуманитарный колледж, Техникум народного хозяйства.

11 дошкольных образовательных организаций в 2018-2019 учебном году посещают 2068 воспитанников, 5 общеобразовательных школ  - 4011 обучающихся и 2 учреждения дополнительного образования - 1236 детей.

В муниципальных образовательных организациях трудятся 966 работников из них 408 педагогов.

Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет - 96,0%. В очереди в детские сады стоит 430 малышей в возрасте от 2 мес. до 3-х лет. Охват детей дошкольным образованием детей в возрасте с 3-х до 7 лет  в г. Вятские Поляны составляет 100%.

Для детей с нарушением зрения работают 5 групп компенсирующей направленности. Численность детей, посещающих данные группы, составляет 117. Услуги дошкольного образования получают более 50 детей-инвалидов. 

Для родителей, воспитывающих детей дома, в пяти дошкольных организациях открыты консультационные пункты. В них можно получить консультации специалистов по вопросам развития, воспитания детей дошкольного возраста. В 2018 году услугами консультационных пунктов воспользовались более 150 родителей.

  Особое внимание нужно уделить предоставлению дошкольного  образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Требуется   открытие дополнительных комбинированных и компенсирующих групп для детей с нарушениями  речи, зрения, РАС, НОДА.

 В сфере общего образования в 2018/2019 учебном году на территории   города функционируют 3 муниципальные общеобразовательные организации, в которых  обучаются 2705 детей.

Город Вятские Поляны имеет стабильно высокие результаты по качеству  среднего образования.

По всем предметам, сдаваемым выпускниками общеобразовательных организаций города в форме единого государственного экзамена, результаты выше областных. Наблюдается положительная тенденция стобалльных и   высокобалльных результатов.

С 01 сентября 2010 года в общеобразовательных организациях был   организован переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (далее – ФГОС НОО).

          С 01 сентября 2015 года организован переход на новые федеральные  государственные образовательные стандарты основного общего образования (далее – ФГОС ООО). 

С 01 сентября 2020 года будет организован переход на новые федеральные  государственные образовательные стандарты среднего общего образования (далее – ФГОС СОО). 

Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципыпреемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Выпускник начальной школы - это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы - умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,   способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене - быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это  преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики  выпускника начальной школы. Главная цель введения ФГОС СОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования.  Новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. При этом, учебный план должен содержать не менее 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или)  смежной с ней предметной области.
    Другой особенностью нового стандарта можно назвать акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника.   В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы. В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

         Таким образом, ФГОС СОО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО и ФГОС ООО. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к  результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности  образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней     общего образования и перейти на ФГОС СОО.

Важной задачей для обучающихся города является создание комфортных условий, обеспечивающих выполнение учебного плана в полном объеме.

В двух общеобразовательных организациях обучение ведется в 2 смены – МКОУ гимназии и МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина». В МКОУ СОШ №5 обучение ведется в 1 смену.

          Планируется поэтапный переход на обучение в одну смену и создание новых мест в образовательных учреждениях в рамках выполнения мероприятий  государственной программы Кировской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» на 2018 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2017 № 448-П.

       В соответствии с программой, к концу 2020 года  перейдут на обучение в одну смену обучающиеся 1-4 и 10-12 классов, к 2025 году - 100% обучающихся.  Разгрузить школы города от переуплотнения и перевести их в односменный режим работы планируется с помощью создания новых мест путем проведения  капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций: в 2023 году запланирован капитальный ремонт МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина», в 2024 году - капитальный ремонт МКОУ СОШ №5.

По данным исследований, проведенных в 2018 году, удовлетворенность населения качеством образовательных услуг в г. Вятские Поляны составила:

дошкольного образования – 92,1%;

общего образования – 91,6%;

дополнительного образования – 98,4%.

Ежегодно администрацией города реализуется комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы учреждений образования с      целью обеспечения всем учащимся гарантий безопасности и сохранения  здоровья, растет количество интерактивной техники не только в школах, но и в дошкольных образовательных организациях, учреждениях дополнительного образования. Во всех образовательных организациях активно используются мультимедийные комплексы, во всех школах города - электронный журнал, электронный дневник. Успешно реализуется электронная запись в дошкольные учреждения, организации дополнительного образования и  в первый класс общеобразовательных организаций. Каждое образовательное учреждение имеет официальный сайт, соответствующий требованиям законодательства.

Проект модернизации системы общего образования, реализуемый с 2011 года, позволил в значительной степени продвинуться в решении приоритетных для отрасли задач:

повышение социального статуса учителя;

создание в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу.

Школам обеспечен доступ к образовательным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Педагоги образовательных организаций города в системе проходят курсы повышения квалификации.

Исходя из анализа реализации комплексов мер по модернизации системы общего образования и стратегических ориентиров развития образования до 2025 года, выбраны основные направления комплекса мер по модернизации системы общего образования города Вятские Поляны:

создание в общеобразовательных организациях условий, обеспечивающих сохранение здоровья и безопасность школьников;

развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной образовательной программы общего образования;

обеспечение доступности качественного образования детям;

развитие кадрового потенциала системы общего образования города;

совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования.