РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ВЫБИРАЮТ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ   РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ВЫБИРАЮТ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ 29.11.2019 Как помочь ребёнку в выборе профессии?
Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться с выбором профессии самому. Как это сделать?

ШАГ 1.   Составьте таблицу профессиональных предпочтений
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни.  Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.  Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.)
ШАГ 2.    Расширяйте знания о профессиональном мире
  Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.  Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!»  Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера.
   Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
  К профориентационной беседе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом, и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.
  Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3.  Больше информации!
Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных источниках ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!). Любая профессия трансформируется во времени, меняются требования к специалисту, к его знаниям, умениям, навыкам и  личностным качествам.

Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей.  Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе, поработать в летнее время в профильной сфере. Например, проявляет ребенок интерес к профессии повара – пусть поработает в летнее время кухонным рабочим в каком-нибудь кафе или столовой.

ШАГ 4. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование
Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя - свои личностные качества, способности, стремления.
Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку, организаторские способности и т. д.

ШАГ 5.  В учебное заведение  - на экскурсию
Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в колледж, вуз, техникум - и желательно не в один.
Не придавайте таким походам чрезмерное значение - совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы.
Идите в учебное заведение просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать            «мое - не мое».

ШАГ 6.   Обсуждайте альтернативы
Говоря с ребенком о будущей профессии, не останавливайтесь на одном варианте.  Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное?
Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»
Можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Вместе, но не вместо…
    
    Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь  помогают ребенку определиться,
а вовсе не определяются вместо него.
   Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.

   За долгие годы учебы в школе им предлагались, в основном, готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами.  И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна.
  Так что, вряд ли, родителям стоит, так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший сын или дочь  подсознательно ждут совета от старших, даже если прямо они об этом не говорят.

   С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это - он так решил. Ведь, если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

   Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме», а уж потом заниматься планированием будущего.

Количество показов: 52
Дата изменения: 29.11.2019 11:37:26

Возврат к списку

Яндекс.Метрика